Вводная информация

“Учить язык, значит, открыть новое окно в мир” – китайская поговорка
Этот курс создан для самостоятельного обучения английскому языку по различным комбинированным материалам для практики различных аспектов языка. В качестве материалов будут представлены основные курсы по разговорному языку, а также по грамматике и лексике. В качестве множества дополнительных материалов будут представлены различные диалоги из жизни, песни с текстами, видеоуроки от носителей языка по разным аспектам языка, миниупражнения на перевод, просмотр учебных сериалов, чтение книг и другое. Программа вполне универсальная и может быть применена по аналогии при изучении других языков.

Общие рекомендации к плану


Если обобщить, то в изучении языков, как и в спорте просто железно необходима повторяемость и ритм. Т.е. необходимо сначала принять решение и после готовности выделить минимум 30 минут в день на язык можно смело начинать. В какое время дня именно будут эти 30 минут - не важно. Можно каждый раз по разному, гибко планировать день, но лучше, чтобы каждый день недели было заранее закреплено одно и тоже удобное время. Так будет формироваться временная привычка и другим планам будет сложнее наслоиться. Но двигать это время обучения можно, т.к. все в жизни бывает. Т.е. все гибко. Можно даже в очень редких случаях пропускать целый день (устраивать выходной), но это скорее какие-то особые исключения и с этим лучше не перебирать. В целом просто нужно выдерживать ритм и каждый день по полчаса (можно с одним выходным в неделю, любой день). В течение недели важно делать разнообразие, как раз можно один день проходить один из выбранных курсов по грамматике, чтению, письму, другой день уделить разговорному по курсу Пимслера и опять чередовать.

Все, что описал выше, это минимум. Полчаса каждый день. Остальное уже все по желанию. Можно и иногда по часу-полтора. Но скорее, это по желанию. Достаточно получаса, если большая занятость. Главное, не пропускать дни и держать ритм.

Основная часть курса состоит из двух основных частей: визуально-логическая часть курса и аудио-лингвальная.

Визуально-логический курс (грамматика/лексика/тексты/письмо) желательно для себя заранее посмотреть его структуру. Понять, сколько нужно времени для себя на изучение нового списка слов, на обработку нового диалога из курса, на повторение слов и важных ключевых фраз (использование иногда карточек для повторения новых фраз и слов, но лучше, чтобы представлялся контекст этих фраз, сами слова без контекста мертвы). Т.е. даже в пределах одного курса будет разнообразие каждый день (в один день за полчаса можно изучить новые слова, и только в другой посвятить тестам с этими словами и закрепить их, в третий более детально разобрать эти предложения с грамматической точки зрения, также отдельно выполнение предложенных письменных упражнений по новым словам и грамматике). Можно отдельный день выделить на резюмирование пройденного материала за определенное время и конспектирование. Именно рукой все переписать, тоже бывает важно, в отдельную красивую тетрадь, где будет собрано все важное и можно будет быстро все найти и вспомнить.

Аудиолингвальный курс (Пимслер) можно просто последовательно слушать и повторять, один урок в 2 дня. Но при необходимости, если есть ощущение, что материал стал плохо усваиваться, нет успеваемости предугадывать спикера, часто ошибаетесь, то лучше еще раз прослушать прошлые аудио. Тут важно именно, чтобы с языка фразы сразу срывались. Цель - автоматизм и произношение (катастрофически важно!)

В первом уроке курса Пимслера много объяснений. В последующих уроках уже будет минимальное количество объяснений, будет только фраза на языке изучающего - пауза - фраза на изучаемом языке - пауза.. и так будет в целом повторятся в течение получаса. В паузы нужно успевать предугадать фразу или повторить фразу за диктором на изучаемом языке. Постепенно добавляются новые фразы и слова, разыгрываются диалоги в разных контекстах. Важно себе живо представлять ситуации и стараться общаться на автомате, максимально подражая произношению носителя языка, на сколько это возможно.

по началу будет казаться очень легко, но тут важно отработать произношение (точь-в-точь). Со временем уроки будут более быстрыми и беглыми. Это по началу так разбирают медленно каждое отдельное слово. Сложность будет расти по нарастанию, как и беглость

В первом уроке первую минуту не будет пока нового материала, только инструкции на языке изучающего, затем будет представлен сразу диалог на изучаемом языке. Здесь пока не надо пугаться. Но нужно прослушать. Затем уже начнется изучение первого слова "Извините" на изучаемом языке. Вот отсюда начинается активная работа. Нужно будет по слогам повторять и имитировать произношение диктора. В конце урока, через полчаса, уже сможете повторить диалог, который был в начале ;)

К урокам прилагаются расшифровки. Но на них не стоит делать акцент. Чтение и письмо уже должны быть в рамках параллельно визуального курса. Здесь не будет объясняться, почему фразы строятся именно так, никакой грамматики. Но для зрительного сопровождения фразы представлены в расшифровке

Возможно, придется Пимслера слушать один раз утром, и эту же запись вечером перед сном. Либо сначала перед сном, потом эту же запись утром. Это в принципе подойдет ко всем языкам, где вообще никакого опыта нет. Один раз прослушать без повторения - может не хватить для закрепления.

Погружение и среда


Параллельно с курсом можно использовать на ежедневной основе Duolingo. Но важно понимать, что Duolingo скорее дополняет другие выбранные основные курсы. Именно чередование аудио-игровой и визуально-логической подачи материала не будут давать мозгу расслабляться, и будет больше эффекта, "погружения".

Про погружение, кстати, отдельно надо сказать. Во-первых, нужно стараться использовать изучаемый язык в своей жизни, как можно больше, но не сразу все надо в него переводить. Постепенно. По возможности стараться все интерфейсы программ переводить в изучаемый язык. Будет жутко некомфортно, но только в начале. Можно обклеивать свои места проживания красивыми напоминалками об изученных новых словах и фразах.

Также это окружение, которое тоже будет учить язык, желательно на примерно таком же уровне. С ними всегда можно периодически общаться на изучаемом языке, спрашивать вопросы, помогать, собираться и просто общаться. А также договариваться и устанавливать свои собственные правила, чтобы не слиться.

Про полиглотов и изучение нескольких языков


А вообще как полиглоты по несколько языков изучают сразу?

Они учат только базу. Для базы достаточно разговорного Пимслера. Полгода и навык получен. Возможно, не на всех языках смогут даже писать, но понимать и отвечать на бытовые темы смогут. Возможно, и не всем это надо: изучать написание слов (особенно, если там иероглифы, или произношение отличается от написания), знать все-все правила. Дети-дошкольники и без этого нормально общаются. Нужно составлять программу из своих потребностей и исключать лишнее.

Изучаемые языки очень желательно не смешивать. Особенно, если это первые иностранные языки. Нужно сначала учить один, потом отдельно другой. Иначе будет эффект, что в вашем мировоззрении эти языки сольются в один новый.

Программа обучения


Если есть желание учить английский по полной программе (и по Пимслеру, и грамматику), то могу предоставить свою 10 летней давности программу на примерно академический год (но при желании можно и дальше продолжать, нет предела совершенству). Если есть желающие идти вместе, то можно сразу в одну группу объединиться. Но это не с самых основ языка. Рассчитано примерно на уровень elementary (по грамматике, лексике), уровень школы. Разговорный и автоматизм, произношение по Пимслеру начнется с самого нуля.

По грамматике будет большой упор на разбор и практику всех английских времен последовательно, пассивный залог, модальные глаголы и по остатку, что успеется.

Лексика - это разные закономерности словообразования в английском языке, работа со словарем, с запоминанием слов, синонимы/антонимы, части речи, и многое другое

Помню, что со своими группами, через месяца 4 мы уже выбирали себе книгу на английском для прочтения) Начинали смотреть сериалы тоже где-то уже через это время. Для начинающих есть специальные материалы для этого.

Как может выглядеть изначально базовый план обучения:

Пн, Ср, Пт - аудиолингвальный курс Пимслер 30 мин (фиксированное время в плане), Duolingo (от 2 минут и по возможности, любое удобное время, например в пути, в очереди)
Вт, Чт, Сб - английский по визуальному курсу (согласно программе, фиксированное время в плане). Здесь может быть и новые слова, и затем разбор текстов и диалогов с ними, разбор грамматических структур из него, закрепление и упражнения, и т.д., Duolingo (от 2 минут и по возможности, любое удобное время, например в пути, в очереди)
Вс - Duolingo (от 2 минут и по возможности, любое удобное время, например в пути, в очереди), повторение, догнать все, что не успели, конспектирование и систематизация, ревью.

По четным неделям можно поменять местами дни недели. Уже будет Пн, Ср, Пт - это визуально-логический курс, Вт, Чт, Сб - аудио-лингвальный курс

Но это, опять же, - минимум. Если есть ощущение, что нужно больше времени на курс, то можно запланировать по часу. На аудио-лингвальный курс - это 30 минут утром, 30 минут вечером, увеличиваем регулярность и повторяемость. Особенно, если есть желание прослушать Пимслера один и тот же урок еще раз для закрепления и отработки автоматизма. По визуально-логическому курсу можно не разделять, тут даже эффективнее будет, если получится сразу скопом один час проработать материал без прерываний. Т.е. у нас получилось даже разнообразие еще в длительности занятия по дням таким образом.

Такие аспекты языка, как Reading (чтение) не входят отдельно в эту основную программу и могут добавляться в будущем в удобное время (дополнительные полчаса в определенные дни, не во все). Это может быть чтение определенных интересных статей, книг, сказок и историй, журналов и т.д. Об этом можно отдельно поговорить, есть специальные адаптированные книги по методу Ильи Франка. Но лучше сразу пока это не брать. Это по готовности придет понимание о готовности к разнообразию. Сейчас лучше не перегружаться по началу. Попробовать пока только базу

Сейчас чтения будет пока достаточно из курса грамматики Murphy и лексики Redman. Там все описание будет only English. По началу обычно это вызывало трудности у моих студентов, но со временем они привыкали и начинали уже быстро читать подобные тексты, задания, новые темы на языке. Затем уже переходили на свободное чтение по интересам.

Теперь главное - не бросить 🙏 Держать выбранный темп. Если совсем сложно, можно чем-то жертвовать, лишнего не брать. Осилит дорогу идущий. Со временем если будет приходить привыкание (не раньше 4 месяцев), то можно разбавлять себе обучение, чтобы не было так легко и скучно. Добавлять больше практики. С этим ко мне потом можно обратиться. И чтение, и видео можно находить от носителей языка, адаптированные для изучающих.

Обсуждение урока на форуме